Святой Иоанн Лествичник

Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и Престол Судии прежде Страшного суда. Блажен, кто подвизается непрестанно угождать Господу, как некоторые стараются угождать человекам. Друзья стыдятся в чем-либо отказать искреннейшим друзьям своим, но слушают их, а иногда, может быть, невольно бывают ими убеждаемы. А которые молятся устами, те припадают к Нему, как бы при всем синклите Синклит — собрание высших сановников государства ,пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоляют царя. Великое и несравненное превосходство первых пред последними, потому что первыми бывают обыкновенно сродники и домашние царевы. Так бывает у земных царей. Ибо некоторые воздевают руки на молитву в вечерних и всенощных бдениях, как невещественные и чуждые всякого попечения; другие же предстоят тогда Богу с псалмопением; иные трудятся в чтении Священных Писаний; иные, по немощи, но мужественно борются со сном посредством рукоделия; иные, упражняясь в размышлении о смерти, хотят чрез это приобрести умиление. Из всех сил подвижников первые и последние упражняются в боголюбезном бдении, вторые в исправлениях, общих всем монахам, прочие шествуют низшим путем. Однако Бог приемлет дары и ценит их, смотря по расположению и силе каждого. Одни приступают к Богу как к другу, а вместе и Владыке своему и приносят Ему песнь и молитву уже не за себя, а в заступление ближних.

8 главных страстей и борьба с ними по учению Иоанна Лествичника

Краткое сведение о нем Родители св. Иоанна, место рождения и предшествовавшие вступлению его в Синайскую обитель обстоятельства неизвестны. Из его творений видно, что он получил хорошее образование; но влечение к сопребыванию с Богом понудило его оставить мир и славу его и уединиться в обитель Синайскую, славившуюся тогда мудрыми отцами.

Любовь есть Бог (Иоан. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, Умножение страха Божия есть начало любви; а совершенство чистоты.

Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляется всякое огорчение и раздражительность. Некоторые, будучи склонны к раздражительности, нерадят о врачевании и истреблении сей страсти; но сии жалкие не размышляют о сказанном: Быстрое движение жернова в одно мгновение может стереть и истребить больше душевной пшеницы и плода жизни, нежели медленное обращение другого в течение целого дня: Иногда пламя, вдруг раздуваемое сильным ветром, более, нежели продолжительный огонь сожигает и истребляет душевную ниву.

Не должно быть от нас сокрыто, о друзья, и то, что иногда во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас с тою целью, чтобы мы о великих страстях вознерадели [ 1 ], как бы о маловажных, и, наконец, сделали болезнь свою неисцельною. Как твердый и остроугольный камень, сталкиваясь и соударяясь с другими камнями, лишается всей своей угловатости, неровности и шероховатости, и делается кругловидным: Гневливый человек по временам произвольно увлекаясь этою страстию [ 2 ], потом уже от навыка и невольно побеждается и сокрушается ею.

Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения. Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему; то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине сам с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится.

Если Дух Святой называется и есть мир души, а гнев есть возмущение сердца; то ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость. Нам известны премногие злые порождения гнева; одно только невольное исчадие оного, хотя и побочное, бывает для нас полезно. Ибо я видел людей, которое, воспламенившись неистовым гневом, извергли давнее памятозлобия, скрывавшееся внутри их, и таким образом страстию избавились от страсти, получив от оскорбившего или изъявление раскаяния, или объяснение относительно того, о чем долго скорбели.

И видел опять таких, которые, по-видимому, являли долготерпение, но безрассудное, и под покровом молчания скрывали внутри себя памятозлобие; и я счел их окаяннейшими неистовых, потому что они белизну голубя омрачали как бы некоторою чернотою.

Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд Ос. Соперником он называет совесть. Потому и в Евангелии сказано:

Страх есть предвоображаемая беда, или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от Преподобный Иоанн Лествичник.

Эти восемь главных страстей по учению преподобного Иоанна Лествичника служат удовлетворению греховных потребностей людей. По ней восходят люди. Господь протягивает к ним руки. Но на каждой из тридцати ступеней людей ждут испытания. Согласно святым отцам Церкви, за каждой страстью стоит бес, зависимость от которой делает человека пленником того или иного порока.

Больше всего людей мучают их страсти и грехи. Если страсть завладеет человеком, она лишает его спасения, мучает, делает рабом порока. Преподобный Иоанн Лествичник писал: Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности , дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчения сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.

Сокровищница духовной мудрости

Иоанн Лествичник Страх и боязливость. Иоанн Лествичник Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе - страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее в представлении неведомых злоключений.

Страх есть лишение твердой надежды.

Ктоже неимеет страха Божия, тототкрыт нападениям диавольским» (прп. Ефрем Сирин). Иоанн Лествичник. Лествица, ,1,4). «Кто боится.

Христианское отношение к страху по учению святых отцов Просмотров: О страхе, как признаке несовершенства, говорит апостол Иоанн: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви 1 Ин. А о страхе, как признаке несвободы, говорит апостол Павел, напоминая христианам: Связь страха с рабством может проследить любой человек из собственного опыта наблюдения за обществом.

И не столь важно, будет ли это страх за свою жизнь, как в тоталитарных обществах, или страх утраты стабильности жизни, как в обществах демократических. Зная и понимая страхи людей, ими легко манипулировать. Это происходит повсеместно на земле, в самых разных сферах жизни. Используя страхи людей, политики убеждают их выбрать то, что нам невыгодно, а торговцы убеждают купить то, что нам не нужно. Но еще более тонко и умело посредством страха манипулируют людьми бесы, преследуя единственную цель — отвратить людей от Бога.

Обращаясь к религиозной сфере жизни, нетрудно увидеть примеры такого манипулирования.

Иоанн Лествичник, преп. О добродетелях и страстях, и о борьбе с последними вообще

О добродетелях и страстях, и о борьбе с последними вообще 3. О добродетелях и страстях, — и о борьбе с последними — вообще. Рассуждение есть верное постижение воли Божией во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи; оно бывает только в чистых сердцем. Кто низложил первые три из главных страстей тщеславие, сребролюбие, чревоугодие , тот низложил вместе и пять последних блуд, гнев, печаль, уныние, гордость ; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит.

Все брани бесовские происходят от трех главных причин: Правилом во всех случаях да поставляем по Богу совесть нашу просвещенную верою и заповедями Господними , и узнавши, откуда веют ветры, по ее указанию да распростираем и ветрила.

Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и Иоанн Лествичник Страх есть лишение твердой надежды. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее.

СЛОВО 26 О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроение душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других. Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи.

Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами. Кто благочестно низложил первые три из главных страстей [1] , тот низложил вместе и пять последних [2] ; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит. Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство [3]. Никто по неразумию своему да не впадет в неверие, видя или слыша в монашеской жизни бывающее выше естества; ибо где Бог, превысший естества, являет Свое присутствие, там много бывает вышеестественного.

Все брани бесовские происходят от трех главных причин: Окаянен первый; всеокаянен второй; третий же - треблажен. Целию и правилом во всех случаях, да поставляем по Богу совесть нашу, и узнавши, откуда веют ветры, по ее указанию уже да распростираем и паруса. Во всех деланиях, которыми стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией.

А если тати оные и сем умышлении не получают успеха: Первому искушению сопротивляются тщание и попечение о смерти; второму - повиновение и уничижение; а третьему - всегдашнее укорение самого себя.

Избранное из Лествицы, преп. Иоанна Лествичника, поучительное для всех

Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх, которым должно страшиться, чтобы спастись. Диавола же не бойся; ибо, боясь Господа, ты будешь господствовать над диаволом, потому что в нем нет никакой силы.

Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее Использован материал roman_n в Иоанн Лествичник о страхе.

Мы мало знаем о его жизни до прихода на Синай, но это мало и печалит, потому что вся его истинная жизнь прошла в Синайской обители. Преподобный Иоанна Лествичник Предполагают, что родиной его был Константинополь. Гора Синай в Священном Писании часто называется горой Божией. С ее вершины был дан ветхозаветному человечеству закон от Бога, воспринятый Моисеем. Подвижники раннего христианства приходили сюда, ища безмолвия и уединения. К веку Синай покрыли монашеские скиты, здесь скрывалась от гонений святая великомученица Екатерина.

Тихий и безмятежный покой пустынников Синая не смели нарушать даже полководцы Магомета, но это позднее.

Св.Иоанн Златоуст.О страхе Божием. Читает Дыбунов Игорь Владимирович. 19.03.2016

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как избавиться от страхов, нажми здесь!